Начало » 2008»Февраль»18 » Андрей АРШАВИН: "ПОЛУЧИТСЯ НА "ЕВРОПЕ" - УЕДУ УЖЕ ЛЕТОМ" (3 часть)
Андрей АРШАВИН: "ПОЛУЧИТСЯ НА "ЕВРОПЕ" - УЕДУ УЖЕ ЛЕТОМ" (3 часть)
13:44:02
ЕСЛИ НАТУРАЛИЗОВЫВАТЬ, ТО - ХОЛДЕНА. ИЛИ РОНАЛДИНЬЮ
-Сейчас много разговоров идет вокруг игрока немецкого "Нюрнберга" Андреаса Вольфа, который имеет российские корни: мол, нужно дать ему наше гражданство и взять в сборную. Как вы относитесь к подобным прецедентам а-ля Холден?
- Думаю, что, не будь Холдена в сборной России по баскетболу, она бы не выиграла чемпионат Европы. При всем уважении к Андрею Кириленко и компании, наш менталитет мог привести к тому, что на последних секундах россияне не разобрались бы, кому отдавать пас, и вполне могли отдать мяч Блатту, чтоб тот уже после свистка бросил, наконец, по кольцу. Шучу, конечно, но роль Холдена в той победе очень велика. Однако Холден ведь появился не на пустом месте - он много лет отыграл в ЦСКА, наверняка уже стал своим в клубе, проникся российским баскетболом и смотрится в нем весьма органично. Если все идет естественным путем, то почему нет? Но искусственно никого привлекать не нужно. И на нашу сборную по мини-футболу, где на последнем чемпионате Европы, кажется, играли сразу три бразильца, смотреть было не очень интересно.
-А если бы была возможность натурализовать любого футболиста в мире, но только одного - кого бы выбрали?
- Думаю, Роналдинью.
-И с удовольствием смотрели бы за тем, как он играл на позиции Аршавина?
- Ничего, на него можно и с лавки посмотреть.
-На какую команду в чемпионате Европы вы бы поставили сами?
- Не уверен, что поставил бы, так как эта команда вряд ли станет чемпионом, но мне больше других нравится игра португальцев. Во всяком случае, второй после России сборной, за которую буду болеть, станут именно они.
КАК "ЗЕНИТ" ГОТОВ К СЕЗОНУ, УЗНАЕМ ТОЛЬКО ОСЕНЬЮ
-Если вернуться к "Зениту", то ваша уверенная игра против "Вильярреала" уже в феврале кое-кого насторожила: мол, хватит ли команды на долгий и трудный сезон?
- На самом деле это не такое уж и большое достижение - обыграть "Вильярреал" дома с минимальным счетом. В Кубке УЕФА "Зенит" может обыграть в Питере любую команду. Мне раньше казалось - ну какая разница, где играть, дома или в гостях. А теперь знаю, что разница есть. Чем она объясняется, так до конца и не понимаю, но игры дома и в гостях - вещи совершенно разные. И в последние минуты игры с "Вильярреалом" складывалось впечатление, что счет 0:1 испанцев полностью устраивает и они уверены - дома отыграются.
-Какие уроки из достаточно богатого уже опыта в Кубке УЕФА нужно учесть "Зениту", чтобы не дать сопернику такой возможности?
- Главное, чтобы у некоторых футболистов в нашей команде не тряслись ноги, как это было в матче против "Эвертона".
-И как этого добиться?
- Если б я знал! Уже семь лет бьюсь над этим.
-Что, неужели у самого никогда такого не бывает?
- У меня бывает такое, что чувствую - игра не пошла и начинаю ощущать какую-то неуверенность, боязнь ошибиться. Но чтоб колени еще до игры тряслись - такого точно не бывает.
-Как оцениваете свою форму на сегодняшний день? В матче с "Вильярреалом" показалось, что две трети матча вы отыграли просто здорово, а потом начали уставать...
- Дело было не в усталости, а в том, что наша игра после забитого гола резко поменялась. Мы ее сразу же упростили, да и "Вильярреал", почувствовав опасность, сделал все возможное, дабы успокоить матч. 0:1 их, повторяю, устраивал, вот они и выбрасывали ауты по пять минут.
-То есть вас хватило на все девяносто минут?
- Меня, как известно, вообще хватает минут на пятнадцать (смеется). Главное - распределить их по ходу матча.
-Но тем не менее вернемся к вопросу о фундаменте, закладываемом перед сезоном: хорош ли он у "Зенита"?
- А этого сейчас никто не скажет. У нас ведь все оценивается по последующим результатам. Есть они - новаторский подход к делу. Нет - нарушили общепринятые каноны, за что и поплатились. Если б кто-то сейчас нам разложил по полочкам, что по законам биохимии, анатомии или не знаю чего еще, через три месяца будет так и никак иначе... Но это сделать невозможно, потому что на игру влияют не только объективные, но и субъективные факторы. От головы идет даже больше, чем от ног. Поэтому оценку заложенного фундамента узнаем только к концу года (улыбается). При Морозове мы за одну тренировку пробегали больше, чем сейчас за неделю - но разве были от этого на голову сильнее? А сравнить с европейскими командами я в силу отсутствия опыта работы в них не могу. Надеюсь все-таки, что пока не могу. Да и Адвокат, Хиддинк - они разве не европейские тренеры?
ФУТБОЛ ВСЕГДА ВОЗДАЕТ ПО ЗАСЛУГАМ
-Существует ли возможность того, что вы изнутри узнаете, как тренируются европейские команды, уже нынешним летом?
- Если мне удастся уехать в Европу в летнее трансферное окно, буду счастлив.
-Какие-то конкретные варианты есть?
- Это вопрос к моему агенту. Что касается меня, то надо играть так, чтобы эти варианты были.
-С кем-то из легионеров - нынешних или прошлых - специфику игры за границей обсуждали?
- Разговаривал со Смертиным, Радимовым. Кержик кое-что рассказывал. Главный вывод один: если ты там играешь, то все тебе будет нравиться, если нет - то никакие бытовые и прочие условия не спасут. Понятно, что образ жизни стопроцентно мне будет подходить только в России - это моя страна, мой менталитет. Но ради футбола можно вытерпеть и преодолеть любые неудобства, а вот без него... В любом случае говорить можно много, а узнаешь все только тогда, когда попробуешь сам. И я хочу иметь возможность это сделать.
-А что кажется вам самым сложным?
- Наверное, главный ключ к успеху - овладение языком. Будешь разговаривать - проблем станет на порядок меньше. Хотя вот Бородюк, наполовину в шутку, наполовину всерьез, рассказывал нам, что пока ничего не понимал, играл в свое удовольствие и все получалось, а когда стал понимать то, что говорится вокруг, стало куда больше отвлекающих от игры мыслей.
-Насколько реально для вас быстро выучить, скажем, испанский язык?
- Радимов рассказывал, что у него на это ушло полгода. Думаю, это нормальный срок.
-Что еще важно кроме языка?
- Много зависит от того, как к тебе относятся, за сколько тебя купили, на какую позицию. В идеале нужно, чтобы тебя хотели видеть и клубное руководство, и тренер, чтоб тебя приобрели за большие деньги и чтоб у тебя был большой личный контракт.
-А отношение партнеров? Играя всю жизнь в одном клубе, можно быть уверенным, что нормально впишешься в другой?
- Это уже зависит от твоих человеческих качеств. Заранее, конечно, ничего сказать нельзя, но мне кажется, что я достаточно открытый и коммуникабельный человек. Единственное, что говорю порой слишком много. Ну так, как раз полгода и помолчу - пока язык освою (смеется).
-В этом году вам предстоит очень много разных турниров Кубок УЕФА, чемпионат и Кубок России, а потом и Лига чемпионов в клубе, чемпионат Европы и отбор к чемпионату мира в сборной, а кроме того, есть еще и личные цели, связанные с переменой обстановки. Что при таком обилии станет главным приоритетом?
- Конечно, чемпионат Европы. Остальное и близко не стоит.
-Даже мечта поменять клуб?
- А она тесно связана с европейским чемпионатом. Если я там проявлюсь, клуб поменяю стопроцентно.
-Чем можно пожертвовать ради успеха на континентальном первенстве?
- Нас с детской школы всегда учили, что ради футбола надо жертвовать всем. А я бы сказал по-другому: игра справедлива, и если ты отдаешь ей все, что можешь, она обязательно воздаст тебе по заслугам. Один, отдельно взятый матч или турнир может закончиться неудачно, но на дистанции, на протяжении всей карьеры ты обязательно получишь то, на что наработал. Так что вопрос стоит так - если делаешь все, что должен, то обязательно возьмешь свое.
САМЫЙ ДОБРЫЙ ФУТБОЛИСТ - БЫСТРОВ
-Чье мнение о футболе для вас наиболее авторитетно?
- Не знаю, может ли кто-то рассказать мне о футболе что-то абсолютно новое. С другой стороны, я хоть и нечасто общаюсь со своими детскими тренерами, но всегда знаю, что они скажут мне только правду, причем основанную на своих собственных ощущениях. Большинство же собеседников, к сожалению, формируют свое мнение на основании того, что написали в газетах или сказали по телевизору, а это уже совсем другая история.
-Хорошо, поставим вопрос иначе: общение с кем из футболистов произвело на вас самое сильное впечатление?
- Самый добрый футболист из тех, с кем я общался, - это Быстров.
-При этом у него репутация тяжелого в общении человека.
- Общение - это одно, а какие-то жизненные ситуации - совсем другое. Он действительно весьма импульсивен и может в достаточно грубой форме сказать все, что думает. Но это лучше, чем льстить в глаза и делать гадости за спиной. Быстров же никогда гадостей не сделает - более того, он всегда поможет в трудную минуту.
-А кого можете назвать самым ярким собеседником?
- Пожалуй, Радимова. С ним всегда можно обсудить самые разные темы.
-Кто из знаменитых нефутбольных людей поразил масштабом личности?
- Честно говоря, я практически не общаюсь со знаменитостями. Не потому что не хочу, а потому что редко пересекаюсь.
-С представителями других видов спорта тоже редко общаетесь?
- В целом, да. Но вот с Женей Плющенко мы в последнее время пересекаемся постоянно, причем абсолютно случайно - то в ресторане, то в вагоне поезда, то на каком-нибудь мероприятии. Тесно, правда, не общались, но, как модно сейчас говорить, респект друг другу высказывали. В прошлом году познакомился и подружился с Сашей Радуловым - теперь знаю, что в НХЛ есть команда из Нэшвилла, и внимательно слежу за ее результатами.
-За чемпионатом мира по биатлону следите?
- Еще как! Лично, правда, никого из биатлонистов не знаю, но это как с писателями - зачем знать что-то об их личной жизни, главное - читать их книги. Мне больше нравятся те биатлонисты, которые быстро бегут, пусть и плохо стреляют при этом. Поэтому особенно переживал за Чудова. Какой эффектной была картинка, когда их награждали вместе с немцем Вольфом - тот атлет, за метр девяносто ростом, а Максим - такой маленький на его фоне, но стоит на пьедестале выше. Это было так забавно...
-И, наверное, близко вам по ощущениям?
- Может быть. А раньше мне очень нравилась Анфиса Резцова - она могла промахнуться шесть-семь раз и все равно забежать в призеры. Мы, помню, с папой даже смеялись: зачем она вообще останавливается на стрельбу? Сразу бы проскочила пять штрафных кругов - и тогда бы точно выиграла!
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОРАБОТАЛ БЫ КОНСТАНТИНОМ САРСАНИЯ
-А как относитесь к тому, что представители самых разных видов спорта очень ревниво относятся к футболистам: мол, мы - лучшие в мире, а они ничего толком в своей жизни не выигрывали, но денег и славы имеют значительно больше?
- Да, есть такое. Вот недавно услышал, что один из самых высокооплачиваемых волейболистов (но не Семен Полтавский, а другой) очень жестко высказался по этому поводу. Что ему можно ответить? Да, мы, может, двадцатые в мире, но зато в первом виде спорта, а он - первый, но в двадцатом. Так уж случилось, и нашей личной вины в том - никакой. К тому же есть такие спортсмены, с которыми никто из футболистов по статусу сравниться не может, - Журова, к примеру, или Кабаева. А зависть - она, к сожалению, присуща людям. Среди футболистов тоже хватает зависти друг к другу. Может, это и ненормально, но от этого никуда не денешься.
-Вы когда-нибудь кому-нибудь завидовали?
- Было такое, чего скрывать. Хотя уверен, что та моя зависть была белой, но в этом же, наверное, все уверены.
-Не назовете объект своей зависти?
- (После долгого раздумья) Нет, пожалуй, не стоит.
-Что должно случиться, чтобы вы в итоге посчитали свою карьеру удачной? Или все уже произошло?
- Очень надеюсь, что главное еще не произошло. Когда начинал, был молод и амбициозен, и считал так: тот, кто провел в "Зените" более ста матчей и не уехал за границу - неудачник. Сейчас сам провел уже около двухсот пятидесяти... Значит, на данный момент моя карьера очень неудачна. И потому хочу поиграть в Европе. Может, меня попрут оттуда через полгода, но я должен попробовать!
-Разве можно ехать туда с настроением, что через полгода тебя попрут?
- Нет, такого настроения у меня нет! Более того, уверен, что приживусь в сильном чемпионате.
-Если заглянуть еще дальше - есть ли уже какие-то мысли по поводу того, чем придется заниматься после карьеры игрока?
- Стараюсь сейчас обеспечить базу для того, чтобы мог сам решать, чем заниматься дальше. В принципе хотел бы остаться в футболе, но делать при этом то, что сам хочу.
-Что это значит?
- Возможность принимать решения - стать президентом клуба, например. Но для этого как раз и нужна начальная финансовая база.
-А может, президентом РФС?
- Нет, вот это - не для меня. Здесь нужно больше дипломатии, я же предпочитаю живые решения. Вот спортивным директором с полномочиями Константина Сарсания поработал бы с большим интересом.